Добавить в избранное
Квентин Тарантино
Убить Билла 2 (Kill Bill: Vol. 2) Год создания: 2004
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Ума Турман, Дэвид Кэррадайн, Вивика Фокс, Майкл Мэдсен, Дэрил Ханна, Майкл Паркс, Бо Свенсон, Жани Эппер, Сэмюэль Л. Джексон и др.
Продолжительность: 136 мин

Было бы некоторым преувеличением назвать «Убить Билла фильм 2» картиной о человеческих отношениях. Но все же порой это определение кажется вполне уместным, в особенности на фоне жестоких боев первого фильма. Оба фильма выдержаны в жанре, который Дэвид Керрадайн определил как «кунфуистско-самурайско-спагетти-вестерновская история любви». Но, как заметил актер в недавнем интервью, «во втором фильме куда больше того, к чему мы уже привыкли в фильмах Квентина: необычных персонажей, сюрпризов, забавных моментов».

В «Убить Билла. Фильм первый» роль актера Дэвида Керрадайна сводилась к зловещему закадровому присутствию: хотя он и исполнял заглавную роль в картине, мы слышали лишь его узнаваемый гипнотизирующий баритон. Но во втором фильме, по замыслу сценариста и режиссера Квентина Тарантино, он выходит на первый план – наравне с Умой Турман, продолжающей дело мести.

«Когда я говорю людям, что фильм называется «Убить Билла», — замечает Керрадайн, — а я и есть этот Билл, они обычно спрашивают: ну, и где же ты, плохой парень?

И мне приходится отвечать им, что в фильме Квентина Тарантино нет хороших парней.

Здесь одни плохие парни. Суть фильма Тарантино в том, чтобы заглянуть в сердца и души людей, исповедующих насилие. Ради этого мы и смотрим его картины.

Он дает нам возможность заглянуть во внутренний мир этих людей и показывает, как он работает.

В Билле есть благородство, и все же вы отдаете себе отчет, что это один из самых злых людей, которых вы когда-либо встречали». «Билл невероятно забавен, — сказал недавно Керрадайн в интервью Associated Press. – У него нет практически никаких психологических проблем. Он просто поставил себя выше всего на свете».

В первом фильме мы узнаем, что Билл, поставщик наемных убийц, собрал и выдрессировал безжалостную команду киллеров, так называемый Отряд Гадюк-Убийц. Каждый из киллеров получил кличку по имени одной из ядовитых змей: О-Рен Иши (Люси Лю) была Водяной гадюкой, Элль Драйвер (Дэрил Ханна) – Калифорнийской горной змеей, Вернита Грин (Вивика А. Фокс) – Медноголовкой, а Бад, младший брат Билла и единственный, кроме Билла, мужчина в отряде, был известен под кличкой Гремучая змея.

Смертельное оружие по кличке Черная мамба (Ума Турман), самая одаренная из убийц, была любовницей Билла. Она попыталась убежать от своего зловещего прошлого, когда узнала, что беременна ребенком Билла. В этот момент ее взгляд на мир радикально изменился. Она больше не хотела убивать и подвергать свою жизнь смертельной опасности. Она изменила имя, затаилась в маленьком городке, подыскала себе доброго, уравновешенного жениха.

Но Билл не смирился с этим. В первом фильме мы уже видели отрывочные сцены резни, которую Билл и Гадюки учинили в небольшой провинциальной церкви. Но лишь во втором фильме мы получим полное представление о том, что произошло на репетиции свадьбы и стало отправной точкой сюжета двухчастной саги. Отражая атаки спивающегося брата Билла, Бада (Майкл Мэдсен), и ее главной соперницы по отряду, Элль Драйвер (Дэрил Ханна), Невеста прокладывает путь в мексиканское логово Билла.

«Если вы сложите два фильма, — говорит Дэвид Керрадайн, — получится настоящий эпос, не менее величественный, чем картины Дэвида Лина. Это по-прежнему мир Квентина Тарантино, но в большем масштабе».

Центральный конфликт картины – отношения между охотником и жертвой, которые Керрадайн называет просто «историей любви», — с особой выразительностью проявляется в сцене обманчиво безмятежного появления Билла в самом начале второго фильма.

«Я появляюсь в Техасе во время репетиции свадебной церемонии, сижу на крылечке, играю на флейте. Звук предвосхищает мое появление в кадре. Она слышит мелодию, выходит, и следует сцена романтической встречи после долгой разлуки. Эта встреча оказывается одновременно и прощанием. Весь этот эпизод буквально поет. Члены съемочной группы чуть не разрыдались, когда смотрели ее. Квентин подошел ко мне и сказал: «Думаю, это лучшая сцена для тебя во всей картине». А я сказал: «Думаю, это лучшая сцена во всей моей карьере».

Для такого жанрово ориентированного режиссера, как Тарантино, совсем не трудно найти ключ к характеру Билла, злодея и покровителя, и к его взаимоотношениям с Невестой и ее сестрами-Гадюками. «Билл – сутенер, — утверждает Тарантино. – Он настоящий сводник, только для него речь идет не о сексе, а о смерти и убийстве.

Он может разглядеть в женщине призвание проститутки, о котором она пока еще не подозревает. Ему остается лишь выявить это скрытое призвание и превратить женщину в члена своей команды».

Отношения в отряде подчиняются той же психологической схеме. Один из самых напряженных конфликтов – то тлеющая, то разгорающаяся многолетняя вражда между Невестой и героиней Дэрил Ханны, Элль Драйвер (она же Калифорнийская змея). Элль сыграла небольшую, но ключевую роль в первом фильме: она пыталась добить впавшую в кому Невесту с помощью инъекции яда. Во втором фильме их вражда оборачивается кульминационной схваткой двух хищниц.

«В иерархии Гадюк Ума занимает первое место, — поясняет Тарантино. – Она – уши и сердце Билла. Если Билл – сутенер, то героиня Умы – его лучшая девушка, держащая под контролем всех остальных шлюх. А Дэрил Ханна – номер два. Обе они – длинноногие, длиннорукие, длинноволосые амазонки. С самого начала их отношения не сложились, и когда Ума выбыла из игры, Дэрил заняла ее место. Она заменила ее во всех смыслах».

Ханна придумала своей героине такую легенду: Элль Драйвер – бывший агент Интерпола; судьба свела ее с Биллом, и она попыталась арестовать его, но в итоге он соблазнил ее и перевербовал. «Невеста был девушкой Билла, а теперь Элль Драйвер – девушка Билла, — говорит Ханна. – Естественно, Элль хочет устранить Невесту.

Причем собственными руками».

Когда Дэрил Ханна играла в лондонской театральной постановке «Зуда седьмого года» (режиссер Майкл Редфорд), Тарантино застал ее врасплох неожиданным визитом за кулисы и предложил ей роль, написанную специально для нее. Ханна ухватилась за возможность сняться у Тарантино: «Раньше я никогда не играла злодейку до мозга костей, так что когда я поняла, какая на самом деле мерзавка эта самая Эль Драйвер,

я была просто в восторге».

Один из любимых актеров Тарантино, Майкл Мэдсен, получил предложение сыграть Бада, отставного ветерана «Гадюк», который возвращается в дело (надо сказать, ненадолго), чтобы сразиться с Невестой. Мэдсен не работал с Тарантино со времен тарантиновского дебюта «Бешеные псы» (1992), в котором он сыграл одного из самых запоминающихся героев — сардонического мистера Блондина, отрезавшего ухо предполагаемому провокатору. «Он совсем не изменился, — с радостью говорит Мэдсен о своей новой встрече с режиссером. – Он абсолютно тот же самый парень, что и раньше. Только игрушки, в которые он играет, стали побольше».

Бад – опустившийся младший брат Билла. «Герой меняется с течением времени, и мне это нравится, — говорит Мэдсен. – Когда Гадюки только вышли на сцену, Бад был моложе. Сейчас он постарел, потерял себя. Он работает вышибалой в стрип-клубе, живет в трейлере. Его единственное утешение — бутылка. Мне кажется, получился персонаж, не менее запоминающийся, чем мистер Блондин».

«Отношения моего героя с его братом, Биллом, имеют очень сложную природу. У меня самого – четверо детей, у Дэвида – несколько братьев, так что мы знаем об отношениях братьев не понаслышке. У Дэвида характер, так скажем, не совсем простой, да и у меня – свои тараканы. На съемочной площадке мы то и дело подкалывали друг друга.

Так что зрителям легко поверить, что мы братья».

Но «Убить Билла» остается фильмом о боевых искусствах, а в этой вселенной нет отношений более важных, чем отношения между учителем и учеником, мастером и подмастерьем. В «Убить Билла» — два мастера. У каждого из двух фильмов – свой тон, своя манера повествования. Если говорить об азиатском влиянии, первый фильм был настроен на японскую волну и самурайский кодекс бусидо. Воплощал японский дух Санни Чиба («Уличный боец»), который сыграл мастера по изготовлению самурайских мечей Хаттори Ханзо, а также поставил бои кендзюцу как хореограф.

В отличие от первого, второй фильм ориентирован на боевые искусства Китая, воплощением которых служит Гордон Лю Чжа-хуи, легенда гонконгского жанрового кино («Мастер-убийца»). «Когда я ставил сцены с Санни Чиба и Гордоном Лю, у меня мурашки бегали по спине от восторга», — говорит Тарантино.


Кадры из фильма:
   
© 2007