Добавить в избранное
Квентин Тарантино

Перспективы российских фильмов в Германии

В рамках недели русского кино в Берлине — «Кинопанорамы», основной площадкой которой традиционно является кинотеатр Krokodil, — были показаны полнометражные и короткометражные художественные фильмы, документальный фильм об Александре Сокурове. Два вечера были посвящены работам Виктора Тихомирова и Евгения Юфита. Из самых свежих лент кинематографисты России представили в столице Германии три фильма.
Первый из них — «Платки» Юрия Павлова. Действие ленты происходит в начале перестройки в Павловском Посаде, где находится знаменитая платочная мануфактура. Картина выстроена по канонам производственного кино, но есть в ней некая нарочитая лубочность, что придает фильму особый шарм. Второй новый фильм — «Агитбригада „Бей врага!"», снятый классиком российского кино Виталием Мельниковым, которому в мае будущего года исполнится 80 лет. В этой ленте Виктор Сухоруков блестяще сыграл начальника небольшой киноконцертной агитбригады, которая во время войны дает представления в сибирской глуши. Наконец, третьим новым российским фильмом в программе «Кинопанорамы» была картина «Ласточки прилетели» Аслана Галазова, которая получила Гран-при международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня». Лента непростая и представляет довольно точный психологический портрет человека, которого наркотики заставляют существовать в параллельной реальности. Этот фильм с 11 по 24 октября будет в репертуаре кинотеатра Krokodil.
Об особенностях представления российского кино в Германии я побеседовал с директором популярного российского кинофорума «Фестиваль фестивалей» (Санкт-Петербург) Александром Мамонтовым, уже не первый год также возглавляющим фестиваль «Кинопанорама» и компанию Rusfilm (www.rusfilm.net), штаб-квартира которой находится в Берлине.
- Меня особо удивило присутствие в программе «Кинопанорамы» работ легендарного Евгения Юфита. Он всплыл на поверхность всеобщего внимания на заре перестройки, но, в конце концов, так и «утонул» на фоне повального увлечения в России голливудской продукцией. Была надежда, что представители андеграунда из различных сфер искусства займут достойное место в умах бывших советских граждан. Но андеграунд, пожалуй, так и остался андеграундом на фоне того, что произошло в России: массовая культура захлестнула умы, публика в основном увлекается потреблением продуктов «самогоноварения» в области культуры.
- К сожалению, андеграунд приказал долго жить... Не могу понять, почему это произошло. Или был такой андеграунд, который не базировался на прочной основе. Или что-то произошло в обществе. Общество, видимо, не приняло андеграунд. Что же касается Юфита, то мы сейчас общаемся с компанией Salzgeber & Co. Medien GmbH и, можетс ее помощью удастся представить творчество Евгения здесь, в Германии. Он продолжает снимать и работает сейчас с таким ведущим российским продюсером, как Сергей Сельянов. Но Юфит, конечно, остался единственным в своем роде. Школы как таковой у него не получилось.
- Вполне вероятно, что вы столкнетесь еще с одной проблемой: на мой взгляд, рядовые кинозрители как Германии, так и Запада в целом, не очень ожидают от российских кинематографистов эстетско-философских лент. Здесь еще очень живуче стереотипное восприятие России и других бывших советских республик как источника «чернухи». Именно ее и ожидают увидеть в фильмах, приходящих с Востока. Исключением из правила был, например, фильм Андрея Звягинцева «Возвращение», но у него было реноме победителя Венецианского кинофестиваля. Это был сигнал, что эту картину обязательно нужно посмотреть, настроившись на восприятие чего-то отличного от созерцания «медвежьего» быта.
- Вообще с прокатом в Германии очень сложная обстановка. Даже лента «Возвращение» пришла сюда через швейцарских прокатчиков. Поэтому мы и пытаемся как-то изменить ситуацию. Российский кинематограф действительно отличается от того, каким его представляют не только в Германии, но и в Голландии, Испании, Италии. У западного зрителя сложилось прочное негативное представление о жизни в России. И его поддерживают многие репортажи западных телекомпаний. Мне иногда приходится работать с телевизионщиками Запада, приезжающими в Санкт-Петербург. И первое, что они хотят снимать, — помойки, бездомных детей. Например, этой зимой приезжали датские кинематографисты. Они снимали фильм о бездомных детях. В плане съемок было указано, что они пройдут с 29 декабря по 1 января. Я спросил: «А что вы будете снимать? Ведь Новый год же!» — «А мы и будем снимать, как эти дети празднуют Новый год в колодезных люках». Конечно, это всё есть. Но ведь есть и другое: детские дома и талантливые воспитатели. Однобокость показа только вредит истине. Ведь и российская съемочная группа может приехать в Берлин, пройти по метро и снять только нищих.
- В кино России явно просматривается тенденция переосмысления тематики Второй мировой войны, столь популярной еще у советских кинематографистов. Сейчас режиссеров явно привлекают не масштабные, эпические военные эпизоды, а, напротив, «камерные». Это можно сказать об «Агитбригаде „Бей врага!"», «Полумгле» и ряде других фильмов. Их режиссеры словно хотят подчеркнуть, что даже в атмосфере гигантской мясорубки войны не следует пренебрегать каждой отдельно взятой человеческой судьбой.
- Безусловно, пропагандистский момент в изображении той войны отошел на второй план. И нюансы, которые рассматриваются в перечисленных вами фильмах, имеют большее значение, нежели демонстрация масс танков, идущих друг на друга. Это всё мы уже видели, это мы прошли. Российский кинематограф всегда был силен присутствием в нем духовного начала. Надеюсь, так будет и дальше. Именно тогда он будет жить, и его будет интересно смотреть. Например, в российском кинематографе взаимоотношения людей, воевавших в разных окопах, не были представлены в таком ракурсе, как это было показано в «Полумгле». Думаю, что немецкая сторона ценит, что теперь говорят о моментах, о которых в России раньше умалчивали. В «Агитбригаде „Бей врага!"» мы тоже практически не увидим никаких боевых сражений, но то, что происходило вне их, думаю, будет интересно немецкому зрителю, привлечет его внимание.
- Есть уже определенные сигналы того, что старания по более полному представлению российского кино в Германии не уходят в песок?
- Мы пытаемся сделать так, чтобы фильмы, которые только-только выходят в прокат в России, хотя бы через месяц были показаны в Германии. Восточным немцам еще удавалось регулярно смотреть российские фильмы. Но потом у кинозрителей Германии обозначился многолетний пробел в знакомстве с современным кино России. Мы хотим его уменьшить и видим, что есть повышение интереса к российскому кино. Из разных земель к нам обращаются по поводу организации каких-то специальных показов.
- Заказы на проведение таких акций поступают именно от немецкой стороны или от различных киноклубов, организованных выходцами из бывшего Советского Союза?
- Мне кажется, что киноклубы уже исчерпали себя. Например, в Гамбурге был такой клуб любителей русского кино, но его учредители при подготовке показов столкнулись с правовыми и таможенными проблемами. И вот они тоже обратились к нам, чтобы наладить цивилизованный показ фильмов из России с соблюдением авторских прав.
- Каковы дальнейшие планы компании Rusfilm?
- В октябре мы проведем в Дрездене Месяц российского кино. Что интересно: в дрезденском кинотеатре Schauburg, дирекция которого время от времени устраивает ретроспективы российских фильмов, есть зал имени Андрея Тарковского. Это было приятно узнать. В октябре в Лейпциге и Хемнице мы также продемонстрируем фильм «Полумгла», показ которого будет предварен лекционной частью. В ноябре в берлинском кинотеатре Krokodil пройдет фестиваль российских фильмов гей-лесбийской тематики. А следующая Неделя русского кино в Берлине состоится в конце апреля и будет посвящена 90-летию киностудии «Ленфильм». Мы покажем ее старые и новые фильмы. Программу, посвященную юбилею «Ленфильма», увидят также в Дрездене и Гамбурге. Нашей деятельностью заинтересовалось Федеральное агентство по кинематографии и культуре России, которое попросило нас изыскать возможность провести и в Мюнхене Неделю российского кино, подобную той, что регулярно проходит в Берлине. Думаю, в конце следующего года, осенью, мы проведем нашу «Кинопанораму» в столице Баварии.

Источник: www.euxpress.de
   
© 2007