Добавить в избранное
Квентин Тарантино

"Вожделение"

Режиссер Энг Ли уверен, что сцены эротических связей – это средство познания человеческой природы. «Сексуальность и та двусмысленность, которая стоит за ролями женщины и мужчины, для меня – одна из центральных тем, вне зависимости от того, идет ли речь о мужчине и женщине или о двух мужчинах», – заявил как-то режиссер.

Именно поэтому, видимо, его творческий путь начался с картины «Свадебный банкет», рассказывающей о гомосексуалисте, которого родители заставляют жениться на девушке. Но широкую популярность ему принес фильм «Горбатая гора», повествующий о любви двух ковбоев.

Заметим, что во всех его фильмах неизменно присутствует чувство вожделения – страстного влечения. И именно об этом он снял следующую свою картину, которая так и называется «Вожделение». Правда, изначально фильм совсем не о любви, а о войне. Об оккупированном японскими войсками Китае.

Главная героиня Ван Йиажи – участница студенческого драмкружка, трансформировавшегося в подпольную организацию, поставившую своей целью ликвидацию крупного деятеля коллаборационистского правительства господина Йи. Единственная возможность прикончить осторожного чиновника – войти с ним в близкий контакт. Но господин Йи ведет себя осторожно и на предложение зайти в дом, выпить чаю предпочитает ответить отказом. Контакт должен быть очень близким.

Вскоре фильм переставляет акценты с патриотического чувства на чувства мужчины и женщины, на их взгляды, на их занятия любовью. Иногда складывается впечатление, что просматриваешь экранизированную Камасутру. Но дело тут не только в сексе. Дело тут как раз в вожделении. В бурной страсти, разгорающейся между шпионкой и ее объектом. Но речь ведь не просто о любовной связи, а о противоестественной. Что может быть противоестественнее, чем сексуальная связь с человеком, которого тебе надо подставить, чтобы его убили?

За этот фильм Энг Ли уже получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Хотя, откровенно говоря, понимаешь: Ли берет эффектом, шоком. Особого режиссерского мастерства в фильме нет. Некоторые сцены лишены логического смысла, некоторые слишком затянуты, занудны, некоторые лишены естественности (особенно сцена садомазохизма). И лишь концовка переполнена нужной метафоричностью. Здесь Ли стоит отдать должное – очень красиво и символично он изобразил уходящую любовь.

Тайваньскому режиссеру нужно сказать спасибо, что он не боится поднимать такие темы: темы войны и молодости, темы вожделения, темы выбора между патриотизмом и чувствами. Но прочувствовать героев как и в «Свадебном банкете», как и в «Горбатой горе», так и, наконец, в «Вожделении» совершенно не удается. А ведь именно в этих трех лентах режиссер затрагивает самое интересное для него: поведение человека в условиях жестко поставленных общественных рамок.

Но несмотря на все нюансы, Энг Ли, уже успевший завоевать себе звание «культового режиссера», собирает награды и за эту свою работу. Дань ли это имени или действительно дань таланту режиссера – решать уже зрителям!



Источник: www.turist.ru
   
© 2007